Очень разное.

За счет своего размера, оно сочетает в себе совершенно разные пейзажи и экосистемы

Подробнее

Удивительные места.

Сочетание хвойного леса, чистейшей воды делает природу "Байкала" по истине удивит

Подробнее

Разность видов.

Разнообразие видов, делает эти места действительно заповедными, ведь здесь могут

Подробнее

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарке. Вдоль Кругобайкальской железной дороги. 2000 год Часть 2. Участок от реки Малая Шумиха до мыса Столбы

04.06.2011 14:20


День 5. 7 августа, понедельник. 11:00 - 18:30.
Река Малая Шумиха (103 км) - 127 км Кругобайкальской железной дороги, 24 км

Тоннель на мысе Половинный. (76kb)

Стоит удивительно тихая погода. Вода - зеркало и, что самое неожиданное, достаточно теплая для купания - температура ее явно выше 18 градусов. Берега становятся скалистыми, часто отвалы породы времен строительства дороги уходят прямо в воду, делая невозможным подход к берегу на байдарке при малейшем волнении.

На этом участке часто попадаются красивые скалы. Очень уютно выглядит мыс Половинный с его знаменитым тоннелем, самым длинным на Кругобайкальской железной дороге. На галечном пляже мыса можно высадиться даже при волнении. Мы вышли, чтобы посмотреть на пляж и прекрасно сохранившийся тоннель. Несмотря на длину - 807 метров, где-то очень далеко виден выход из тоннеля, в верхней части портала - дата строительства: «1902-1904». На мысу много мест для стоянки и видно, что места эти редко пустуют. Мы попали в один из таких редких моментов - на берегу не было ни одного человека.

Отсутствие туристов несколько озадачивает - места эти очень доступны, и я слышал, что туристов здесь бывает очень много, да и следы говорят сами за себя. Тем не менее нам встретились пока всего несколько человек в первый день пребывания на Байкале. Я не считаю цивилизованных людей, красиво и спокойно возлежащих в шезлонгах на многочисленных базах отдыха, разбросанных по всему берегу. Это несчастные люди, им не суждено увидеть всей той красоты, которую увидит взмыленный дикий турист, с остервенением прущий свой набитый рюкзак к ему одному известной цели. Правда, я не могу согласиться с тем, что бить ноги, имея под боком такое количество первосортной воды, нормально. По-моему, это даже несколько противоестественно. Раз есть вода, да еще так много, то по ней можно и должно плыть, и ракурс несколько иной, и под рюкзаком не приходится надсаживаться.

Мостик на 122-м километре. (89kb)

Вечером долго не могли найти место для стоянки. После долгих поисков решил встать прямо за бетонной береговой стеной. Там, среди кустов в высокой нетронутой траве оказалось ровное место. Очень непросто было втащить наверх байдарку и ухитриться при этом не продырявить ее торчащей из бетона арматурой, кроме того был риск остаться здесь надолго, если поднимется волна - сбоку, где мы забирались, нагромождение больших острых камней и отчалить можно только в полный штиль.

Почему-то существует устойчивое мнение, что вода в Байкале холодная всегда и купаться в озере могут только «моржи». На самом деле это не так. Про теплые мелководные заливы Малого Моря,Чивыркуйского и Баргузинского заливов речи вообще нет - вода здесь очень теплая с начала июля до конца августа, не зря это места паломничества отдыхающих. С Большим Байкалом немного сложнее: в южной и средней части озера, примерно с середины июля до конца августа при условии теплой погоды и штиля в течение нескольких дней, вода становится вполне пригодной для купания. Но стоит случиться более или менее продолжительному волнению и температура воды может упасть на 10-12 градусов. После нескольких дней штиля все становится на свои места. Не могу ничего сказать про северный Байкал - не был, но по отзывам людей бывалых и там есть места с очень теплой водой.

День 6. 8 августа, вторник. 09:35 - 16:30.
127 км - 147 км Кругобайкальской железной дороги, 20 км

Мост через речку Большая Крутая Губа. (67kb)

Вопреки опасениям, проблем с выходом не возникло, на море снова штиль. Погода начала немножко меняться, небо пока чистое, при прохождении мысов чувствуется слабенький ветерок, чаще попутный, но иногда встречный. На берегу по-прежнему очень красивые скалы.

К обеду добрались до устья реки с впечатляющим названием Большая Крутая Губа (140 км Кругобайкальской железной дороги). Губа настолько большая, что зайдя под мост, успел подняться метров на тридцать вверх по течению, прежде чем камни начали царапать днище байдарки. Для меня эта река примечательна тем, что я много раз видел ее зимой - именно вдоль нее начинается популярный лыжный маршрут от станции Переезд через Байкал до Слюдянки. И именно под этим мостом выходят лыжники на байкальский лед. Да, летом здесь совсем по другому! В месте впадения реки в Байкал большой красивый залив с отличным галечным пляжем. Зимой ничего этого не видно - все просто безгранично белое. Вблизи устья речки обнаружилось довольно приличное скопление туристов, заброшенных сюда, судя по всему, на моторных лодках и совсем недавно.

После обеда изредка налетающий ветерок куда-то пропал, солнце печет нещадно, но впереди на горизонте многообещающе появились облака. Как-то вдруг сразу на берегах появилось множество пеших туристов. Нашлись даже знакомые, общение с которыми показало, что мое дальнейшее путешествие особого смысла не имеет - начинаются обжитые и не очень интересные места.

Демонстрируя ослиное упрямство мы все же идем вперед и доходим до моста через Левую Ангасолку (149 км). Перед мостом поселок, заглядываю под мост с целью найти место для стоянки, но оттуда доносятся какие-то совершенно городские звуки - истошно кричит не то приемник, не то магнитофон - действительно пора поворачивать. Движемся обратно, пытаясь найти место для стоянки. Хочется поскорее поставить палатку, забраться в нее и осмыслить пройденный путь. Но конкурентов слишком много, удобные места все заняты, а карабкаться по крутому склону как-то не очень хочется. Выручает опять береговая стенка, на этот раз место гораздо хуже - совершенно открытое, дров практически нет, рядом стоит веселая кампания. Поставив палатку, сразу лезем в воду. Другу очень нравится, в своей «шубе» он сильно страдает от жары, хотя во время путешествия лежит на прохладном дне байдарки. Купание приводит его в полнейший восторг.

Через год я совершил короткую пешую прогулку по Кругобайкальской железной дороге, что дало мне возможность сравнить впечатления от водного и пешего походов. У пешего туриста имеется возможность более подробно рассмотреть тоннели, галереи и прочие инженерные сооружения, однако мосты и береговые защитные стенки лучше видны именно с воды. Тропы, по крайней мере на пройденном мной двадцатикилометровом участке Кругобайкалки от Левой Ангасолки до мыса Столбы, почти нигде нет и идти приходится по шпалам, что требует внимания не к окружающей красоте, а к месту, куда вы собираетесь поставить ногу. Между берегом и полотном дороги туристов поджидают заботливо вырытые глубокие ямы, причем их много и они заросли травой. И хотя я знал об их существовании, все равно в одну свалился. К счастью, обошлось без увечий. Берег здесь почти везде обрывистый, кромка воды от полотна дороги не видна и, чтобы посмотреть на Байкал, нужно сворачивать с пути и подходить к краю обрыва. Из-за всего этого не удается передвигаться быстрее 3-3.5 км/час. И напоследок, совет тем, кто решится на пешее путешествие, - не забудьте хороший фонарик, некоторые тоннели изогнуты, темнота внутри кромешная, а на пути много камней и других неприятностей. И не ставьте палатку за бетонными береговыми стенками, как это делал я, - смоет даже при шторме средней силы.

К сожалению, туристы оставляют неизгладимые следы своего пребывания. Разрисованные скалы, помойки под кустами и обезображенные деревья выглядят просто банально на фоне частично или полностью вырубленных на дрова шпал. Я не встречал, но пишут, что даже куски камня пытаются от кладки откалывать…

День 7. 9 августа, среда. 10:10 - 14:00.
147 км Кругобайкальской железной дороги - мыс Столбы (131 км), 24 км

Наличие штиля стало уже привычным. Я считал, что обратный путь будет уже не таким интересным, но это оказалось не так. Берег выглядит совершенно по другому - с другой стороны смотришь на мысы и скалы, с другой стороны падает свет. Ну, а Байкал всегда разный, даже если на нем штиль.

Мыс Столбы. (60kb)

Сегодня у нас есть цель - по дороге я присматривал удобные, а главное красивые места для стоянок на обратном пути, и ближайшее такое место находилось на мысе Столбы. Теперь нам нужно обогнать многочисленных пеших конкурентов, которые оказались еще большими любителями поспать, чем я сам - много палаток еще стояло на берегу, когда мы отчалили. Дополнительный оптимизм внушало то, что в штиль байдарка идет быстрее, чем пешеход, даже если гребец всего один.

Коварный замысел удалось реализовать на все сто - обедали мы уже на западной стороне Столбов. Место это совершенно удивительное - невысокий красивый мыс с характерным «рогом», на который при желании можно даже забраться, красивые очень высокие скалы всего в десяти метрах от палатки, небольшая уютная бухточка, защищенная от восточного ветра, и места на одну, максимум - две палатки. Есть, правда, и минусы - неудобно заходить в воду, на дне и берегу довольно крупные камни, нельзя при волнении причалить к берегу. И отчалить тоже. Бухта хотя и посещается, но по меркам Кругобайкалки довольно чистая. Вся эта красота расположена несколько в стороне от полотна дороги, и чтобы попасть сюда, нужно знать, где свернуть.

Стоянка на мысе Столбы. (90kb)

Через пару часов, когда мы с Другом счастливые, сытые и свежеискупанные предавались послеобеденному отдыху и неспешному созерцанию окрестностей, прибежали взмыленные конкуренты. Увы, обрадовать нам их было нечем…

Здесь я впервые за время похода попытался половить хариуса, нахально выпрыгивающего из воды по всей бухте. Однако откормленные местные кузнечики и красивые иркутские «мухи» потенциальную уху не заинтересовали.

На закате появились потрепанного вида облака, предвещающие близкое окончание хорошей погоды.

 

Случайная новость

Кому и за что платить...
Плату за пребывание на побережье Байкала могут попросить на том основании, что вы находитесь: в заповеднике; в национальном парке; в заказнике; на особоохраняемой территории; в арендуемой бух...
Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарках. Иркут...
Обратный путь Закончились две недели отдыха в заливе Мухор в бухте, которую в народе зовут Щучьей. Дно в этой бухте поросло водорослями, и щука здесь действительно водилась. Когда-то. Сейчас отдых...
Чивыркуйский залив...
По геологическим меркам совсем недавно, всего несколько тысячелетий назад, полуостров Святой Нос был островом и не был связан с материком. Люди, которые жили в те времена на Байкале, называли ег...

История

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарках. Вокруг острова Ольхон. 2001 год Часть 1. Участок от бухты Базарная до залива Шунтэ

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарке. Вдоль Кругобайкальской железной дороги. 2000 год Часть 3. Участок от мыса Столбы до города Иркутск

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарках. Иркутск - залив Мухор - Иркутск. 1999 год Часть 1. Участок от Иркутска до бухты Бабушка

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарке. Вдоль Кругобайкальской железной дороги. 2000 год Часть 1. Участок от Иркутска до реки Малая Шумиха

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарках. Иркутск - залив Мухор - Иркутск. 1999 год Часть 4. Участок от скалы Бакланий Камень до города Иркутска

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарках. Иркутск - залив Мухор - Иркутск. 1999 год Часть 2. Участок от бухты Бабушка до бухты Базарная

Возраст озера Байкал

Археология

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарке. Вдоль Кругобайкальской железной дороги. 2000 год Часть 2. Участок от реки Малая Шумиха до мыса Столбы

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарках. Вокруг острова Ольхон. 2001 год Часть 2. Участок от залива Шунтэ до мыса Улан-Нур

Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарках. Иркутск - залив Мухор - Иркутск. 1999 год Часть 3. Участок от бухты Базарная до скалы Бакланий Камень

Отдых

Где отдыхают на Байкале

Рыбалка на Байкале

Озеро Байкал, байдарочный поход Северобайкальск - Чивыркуйский залив. 2005 год Часть 1. Участок от Северобайкальска до губы Хакусы

Как добраться до Ольхона

Озеро Байкал, байдарочный поход Северобайкальск - Чивыркуйский залив. 2005 год Часть 2. Участок от губы Хакусы до реки Малая Черемшана

Как добраться до Байкала

Озеро Байкал, байдарочный поход Северобайкальск - залив Мухор (Малое Море). 2004 год Часть 1. Участок от Северобайкальска до мыса Большой Солонцовый

Туризм и отдых на Ольхоне

Кому и за что платить

Где и когда можно купаться в Байкале

Озеро Байкал, байдарочный поход Северобайкальск - залив Мухор (Малое Море). 2004 год Часть 2. Участок от мыса Большой Солонцовый до залива Мухор

Отдых на Байкале

Погода на Байкале

Вокруг озера Байкал 2006 год

Озеро Байкал, байдарочный поход Северобайкальск - Чивыркуйский залив. 2005 год Часть 3. Участок от реки Малая Черемшана до Чивыркуйского залива

Как одеваться

Когда лучше ехать на Байкал

You are here:   ГлавнаяИсторииОзеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарке. Вдоль Кругобайкальской железной дороги. 2000 год Часть 2. Участок от реки Малая Шумиха до мыса Столбы