Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарке. Вдоль Кругобайкальской железной дороги. 2000 год Часть 1. Участок от Иркутска до реки Малая Шумиха

Когда-то очень давно, почти сто лет назад, по берегу Байкала построили железную дорогу. Позднее, во времена строительства социализма, воздвигли плотину на Ангаре вблизиИркутска, и часть дороги, идущая по берегу реки, оказалась под водой, а часть, идущая по берегу Байкала, сохранилась. В XIX веке строили надежно и красиво, как правило от созерцания творений далеких предков получаешь большое удовольствие. А тут — уникальная железная дорога, множество восторженных отзывов о тоннелях и прочих сооружениях и рядом — Байкал. Ну как не посмотреть? Летом 2000 года я решился, тем более, что сибирское лето уже кончалось — начался август и собираться куда-то далеко было поздновато, а Кругобайкалка вот она — рядом. До настоящего момента я видел только очень маленький кусочек Кругобайкальской железной дороги — мост через речку с солидным названием Большая Крутая Губа во время лыжных походов. Настала пора посмотреть на все остальное. Мой верный спутник. (43kb)

Матросом в этом походе будет мой верный Друг, несмотря на все его недостатки (неумение грести, патологическое чревоугодие и пр.) у него есть одно большое достоинство, редко встречающееся у людей, — безотказность. Это настоящий Друг, он согласен на все, лишь бы вовремя кормили.

Добраться из Иркутска до Кругобайкальской железной дороги можно несколькими способами, например, на электричке до Слюдянки и оттуда уже вернуться по воде. Можно — на автобусе или кораблике до Листвянки и пройти до уже упомянутой Слюдянки. Но для нас полторы сотни верст — не крюк, поэтому я решил идти прямо из Иркутска и, если хватит времени, то этим же путем вернуться обратно. Длина такого маршрута — около 300 километров.

День 1. 3 августа 2000 г., четверг. 16:00 — 17:40.
Плотина Иркутской ГЭС — 8-й километр Иркутского водохранилища, расстояние 8 км

Поскольку временными рамками я не был ограничен, то спокойно дождался, когда после месяца почти непрерывных дождей появилось солнце, добрался на троллейбусе до плотины Иркутской ГЭС, собрал за пару часов байдарку, уложил вещи и мы благополучно отбыли. План на этот день был более чем скромным — дойти до ближайшего места, где можно поставить палатку и спокойно подготовиться к предстоящему путешествию — разобраться с вещами, собраться с духом и т.д. В итоге, через полтора часа после отплытия мы остановились в небольшой и уютной бухточке Иркутского водохранилища, в которой этим летом я уже стоял несколько дней. Бухта, хотя и маленькая, но глубокая, наверное поэтому вода в ней очень холодная.

День 2. 4 августа, пятница. 10:45 — 18:25.
8-й километр Иркутского водохранилища — средняя часть Иркутского водохранилища, 24 км

День потрачен на борьбу с ветром и волнами. Волны невысокие, но крутые. На них бросало так, что опять перекосило и заклинило руль, который я так и не усовершенствовал после прошлогодней аварии. Зато теперь понятно, что это происходит из-за сильной болтанки на волнах и износа отверстий, через которые проходит ось руля. На этот раз ничего опасного не было — все-таки водохранилище, а не Большой Байкал.

С трудом нашел место для ночевки — в каждой бухте стоит яхта, а то и две. Должно быть я чего-то не понимаю, но какой смысл иметь полноценное парусное судно и торчать на нем в водохранилище, когда Байкал — вот он? Интересно и то, что яхта, идущая под парусами — большая редкость. Как правило, даже в полный фордевинд они тарахтят мотором. Остановились там же, где стояли в прошлом году — в красивой бухточке с песчаным пляжем. Здесь почти ничего не изменилось, только дедушки что-то не видно.

День 3. 5 августа, суббота. 07:10 — 17:45.
Средняя часть Иркутского водохранилища — ручей на 76 км Кругобайкальской железной дороги, 36 км

Ночью со стороны Байкала сверкали молнии и страшно грохотало, с неба даже что-то немного покапало, но утром светило солнце. Постарался выйти как можно раньше, чтобы успеть сегодня выскочить в Байкал. Без приключений добрались до устья Ангары, в этот раз даже встречное течение при подходе к Байкалу не казалось таким сильным.

Байкал встретил полным штилем, похоже, это становится традицией. Пересекать русло Ангары на этот раз необходимости не было. Испортив клев немногочисленным рыбакам, я повернул направо к порту Байкал. На берегу стоял красивый блестящий поезд, сделанный явно не в нашей стране, о чем свидетельствовали надписи «Orient Express Traine de Luxe», возле вагонов суетились люди, доводя блеск до совершенства, на горке выше состава паслись коровки. Этой занятной картинкой началась Кругобайкальская железная дорога.

До строительства плотины Иркутской ГЭС железная дорога шла по берегу Ангары до Иркутска, после заполнения водохранилища она была затоплена. Но даже сейчас еще можно увидеть фрагменты кладки на левом берегу водохранилища. Сохранившиеся километровые столбы на участке дороги, вдоль которого мы пойдем, показывают расстояние до Иркутска. Порт Байкал находится на 72-м километре Кругобайкальской железной дороги.

Довольно неприятно обходить причальные сооружения порта. Во-первых, долго, во-вторых, движение здесь достаточно интенсивное и механизированные плавсредства, значительно больше и явно крепче байдарки, неожиданно выскакивают из многочисленных закутков, в-третьих, я вообще не люблю бревен в воде. Уходить от берега приходится довольно далеко, и при сильном волнении или ветре в случае чего деваться будет некуда.

За портом берега выглядели достаточно негостеприимно — внизу места для стоянки не было, а наверх — к полотну дороги — в одиночку с байдаркой подняться очень сложно. Наконец, пройдя примерно час по Байкалу, прямо на берегу увидел крошечный пятачок, на который можно поставить палатку.

Мостик через ручей. (63kb)

Место это очень живописное — галечный пляж, красивый каменный мостик, под ним ручей, на мосту, естественно, рельсы, но снизу их не видно. Пляж являл собой зрелище незабываемое. Впечатление было такое, что здесь взорвали городскую помойку. Глядя на это я крепко загрустил, — я предвидел, конечно, что поскольку места здесь легкодоступные и посещаемые, то и грязи будет соответственно, но увиденное превзошло все ожидания. Забегая вперед, скажу, что это был эксклюзив — дальше я такого не видел. Хотя грязь на Кругобайкалке невероятная, но обычно весь мусор туристы сбрасывают под куст в одну кучу. Здесь же случай особый — в этом месте отдыхает местная молодежь из порта Байкал и Листвянки. Я имел удовольствие пообщаться с этими ребятами на обратном пути. Они считают это место своим, приезжают сюда на моторной лодке, ставят палатку, пьют водку — отдыхают, одним словом. После себя оставляют все как есть. Это «как есть» и повергло меня в состояние легкой прострации. В качестве дополнительного доказательства, что это не результат пребывания туристов: здесь же, метрах в пятидесяти, за полотном дороги, есть еще одно место для стоянки — довольно большая поляна с несколькими кострищами. Там чисто!

Ночью сильно шумел ручей, находящийся в полутора метрах от палатки. Но еще сильнее грохотал гром, гроза была очень сильная, и я уже мысленно попрощался с хорошей погодой.

День 4. 6 августа, воскресенье. 09:55 — 18:00.
Ручей на 76 км Кругобайкальской железной дороги — река Малая Шумиха (103 км), 27 км Защитная галерея. (92kb)

Вопреки мрачным предчувствиям, утром был полный штиль и чистое голубое небо. Первое сооружение, похожее на тоннель показалось уже на 79-м километре. Согласно карте первый тоннель должен быть на 82-м километре. При ближайшем рассмотрении сооружение оказалось галереей, предназначенной для защиты полотна дороги от возможного падения камней со скал.

Первые увиденные тоннели и галереи поражают качеством кладки. Камни подогнаны практически идеально, и, что самое удивительное, почти нет разрушений, а ведь этим сооружениям почти сто лет. Немного пострадавшими выглядят каменные стены, укрепляющие берег и находящиеся непосредственно в воде. Можно себе представить, какие нагрузки они выдерживают во время штормов и в зимнее время. Из свежих усовершенствований бросаются в глаза телеграфные столбы, безобразно торчащие по всему берегу, и не менее безобразные бетонные стены, подпирающие берега.

Мыс Бакланий. (64kb)

Благодаря штилю у меня есть возможность высадиться на берег даже в самом неудобном месте и осмотреть все, что меня интересует. А посмотреть есть на что. Помимо рукотворных творений не оставляют равнодушным величественные скалы на мысах Бакланий и Толстый. На 99 километре в бухте Березовая находится тоннель, обрывающийся прямо в воду. Когда-то здесь стоял хитроумно возведенный «Горбатый мост».

Итальянская подпорная стенка. (78kb)

С середины дня на противоположном берегу невооруженным глазом стал виден действующий памятник человеческому идиотизму — старательно отравляющий все вокруг Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Ядовитый шлейф из его труб поднимался вверх, отклонялся вправо и, опустившись к самой воде, уходил на восток на сколько его было видно.

На ночевку остановился вблизи Малой Шумихи. Все стоянки на пройденном участке расположены на уровне железнодорожного полотна, и это одно из немногих мест, к которому с берега ведет тропа, достаточно пологая для того, чтобы в одиночку поднять байдарку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *