Озеро Байкал. Поход по Байкалу на байдарке. Вдоль Кругобайкальской железной дороги. 2000 год Часть 3. Участок от мыса Столбы до города Иркутск

День 8. 10 августа, четверг. 09:55 — 15:55. Мыс Столбы (131 км) — мыс Половинный (109 км), 21 км

Сегодняшняя цель — бухта на западной стороне мыса Половинный. Встречный ветер почувствовали сразу, как только вышли за оконечность мыса. Над горами восточного берега роятся плотные облака. Ветер не сильный, но надоедливый и усиливающийся при прохождении мысов. Волна небольшая и никакой опасности не представляет, а наличие бредущих по берегу навьюченных конкурентов побуждает почаще махать веслами.

Озеро Байкал. (69kb)

По сравнению с маршрутом Малое Море — Листвянка и особенно участком Малое Море — Бугульдейка, пройденным в прошлом году, нынешний — просто увеселительная загородная прогулка. Здесь нет продолжительных участков со скалами, отвесно уходящими в воду. Отсутствуют прелести вроде Большого Голоустного или Бугульдейки, где на мелководье разгоняется свирепая волна. Нет здесь и мест, где приходится далеко удаляться от берега, что на Байкале байдарочникам делать категорически не рекомендуется по причине внезапно налетающих ветров. Пикник, одним словом.

Пешие туристы, насколько я смог рассмотреть, тоже особо не надсаживаются. Те, кому совсем не хочется ноги бить, едут на всем, что движется по железной дороге. А движутся по ней, кроме поезда, проходящего раза четыре в неделю почти по расписанию туда и обратно и останавливающегося на всех станциях, различные дрезины и хитрые вагончики. Слышно приближающийся транспорт за несколько километров, так отчаянно он гудит, предупреждая зазевавшихся туристов. Но движение не очень интенсивное — рельсы на Кругобайкальской железной дороге немножко ржавые.

Не так быстро, как хотелось бы, мы достигли желанной цели. Место оказалось совершенно свободным, закрытым от восточного ветра и довольно уютным. Другу очень понравилась огромная поляна на берегу, на которой он от избытка чувств принялся носиться кругами и валяться в траве.

День 9. 11 августа, пятница. 08:25 — 17:20.
Мыс Половинный (109 км) — ручей на 76 км Кругобайкальской железной дороги, 34 км

В воздухе что-то назревает и заставляет поторапливаться. Пришлось пожертвовать самыми приятными утренними часами сна, чтобы, если не проскочить сегодня в водохранилище, то хотя бы как можно ближе подобраться к нему. С утра погода очень приятная — светит солнце, небольшой ветерок появляется только при прохождении мысов. На стоянке с восточной стороны Половинного неожиданно обнаружилось огромное количество туристов, не меньше пятидесяти человек. Удивительное дело, всего в километре отсюда мы вдвоем занимали огромную поляну, а здесь такая плотность населения.

Этот переход был отмечен полным штилем, установившимся после обеда, и страшной жарой, с которой пришлось бороться с помощью интенсивного водяного охлаждения. К вечеру благополучно добрались до места первой ночевки на Байкале. Можно было дойти и до Ангары, но хотелось попрощаться с Байкалом, и мы снова остановились у этого красивого ручейка. В смысле захламленности здесь ничего не изменилось.

Вечером пообщался с местным пожилым рыбаком, предпочитающим, по его словам, разрешенные орудия лова — спиннинг и «кораблик». Оказалось, что рыбалка в районе Кругобайкальской железной дороги превратилась в целую проблему — поймать хариуса стало очень сложно. Дедушка так живописал изобильные прошлые рыбные времена, что я пожалел, что так поздно родился. Рыбы не стало, и удивляться особенно нечему — браконьерские сети на Байкале стоят везде, даже в самых глухих местах, а моторных лодок, оглушающих своим ревом несчастную рыбу, едва ли не больше, чем чаек. И если уж сорной рыбы в Малом Море становится все меньше и меньше, то что ждать от благородного хариуса.

На закате из-за Бакланьего мыса выползли тучки совсем неприятного вида.

День 10. 12 августа, суббота. 10:05 — 17:20.
Ручей на 76 км Кругобайкальской железной дороги — водохранилище, около 34 км до Иркутска, 27 км

Под утро в верхушках деревьев засвистело. Выбрался из палатки — на небе низкие черные тучи, мыс Бакланий сидит в одной из них — верный признак близких неприятностей. Байкал угрюмого свинцового цвета, по воде в разных направлениях пробегают полосы ряби.

Решил дождаться, когда солнце выберется из-за хребта, и тогда думать, что делать дальше. Дойти до порта Байкал можно без особых проблем — по всему берегу галечный пляж и в случае внезапного усиления волнения можно выброситься, но вот если прихватит во время обхода причальных сооружений порта…

Мыс Толстый. (23kb)

Через три часа погода не изменилась, ветер по-прежнему свистит где-то вверху, видно, что довольно далеко от берега что-то происходит, но около берега тихо. Снимаемся, выходим и уже через час нас подхватывает течение Ангары.

Здесь дует встречный ветер, не очень сильный, но стоит перестать грести и байдарку начинает выносить обратно в Байкал. Отдохнуть на ходу не удается, приходится махать веслами, хочется уйти подальше от моря и найти хорошее место для стоянки — я чувствую, что она может быть долгой. Но хорошие стоянки все заняты, в глубоких заливчиках по-прежнему стоят яхты, во всех прочих — палатки, а мы любим тишину и потому, борясь с ветром, проходим мимо. Наконец, пройдя километров двадцать по заливу, находим место, не то чтобы удобное, но очень уединенное.

Ночью пошел дождь и с севера задул сильный шквалистый ветер.

Дни 11 и 12. 13, 14 августа, воскресенье, понедельник.
Водохранилище, 34 км до Иркутска, дневка

Вот она — расплата за прекрасную погоду на Байкале. Дождь, ветер (излишне говорить куда он дует). Запас времени пока есть, поэтому пытаемся переждать это безобразие, тем более, что ветер сильный и разогнал приличную волну. Постоянно проносятся мощные шквалы, завывая в верхушках деревьев. Сидим с Другом в палатке. Развести костер — целая проблема, намокшие осиновые дрова горят плохо, а выскакивать под дождь, чтобы поддерживать огонь не очень хочется. Вода в водохранилище стала мутная, приходится ее набирать в котелок и отстаивать. Радует только, что пока довольно тепло.

День 13. 15 августа, вторник. 9:55 — 11:30.
Водохранилище, 34 км до Иркутска — водохранилище, 28 км до Иркутска, 6 км

Ну все, терпение лопнуло. Утренние тучи бегут по небу просто так, дождя нет, ветер немного стих и волна позволяет отчалить. Снялись, погрузились. Оттолкнулся от берега — с неба тут же полилось. Деваться уже некуда, идем вперед.

При прохождении мысов ветер крепчает, а волна временами достигает метра, причем волна, как на Байкале — короткая, злая, с коварным буруном. Байдарка взлетает на гребень волны и с грохотом, разбрасывая брызги и рискуя сломаться пополам, обрушивается носом во впадину. Ближе к середине водохранилища видно множество белых гребней — там еще хуже. Я несколько озадачен, поскольку всегда считал водохранилище совершенно безопасным местом. И вдруг такая волна, а ведь, наверное, может быть еще больше.

В какой-то момент вдруг осознаю, что тратить силы на борьбу с волнами и ветром не имеет особого смысла, все равно в такую погоду больше 10-15 километров за день не пройти, время пока терпит, да и оверкиль сделать в конце пути не очень хочется, а мы только что прошли место позапрошлогодней стоянки, от которой остались самые приятные воспоминания… Уговорил себя, короче говоря. Уворачиваясь от особенно высоких волн, разворачиваемся и заходим в уютный заливчик, защищенный от волн и ветра. Встаем немного в стороне от места, где я стоял два года назад, здесь чисто, лес и много хороших сухих сосновых дров.

День 14. 16 августа, среда. 07:15 — 15:30.
Водохранилище, 28 км до Иркутска — Иркутск, 28 км

Поднялся очень рано и успел увидеть остатки мрачных туч, уходящих в сторону Байкала. Быстро собрался и отчалил, наивно полагая, что ветер исчез вместе с тучами. Однако он задул, как только солнце поднялось немного выше. Это был самый скучный и самый трудный переход в нашем походе.

Подведение итогов

За 12 ходовых дней мы не спеша преодолели почти 280 километров, в среднем за день около 23-х километров. Чистое ходовое время около 68 часов, что дает среднюю скорость 4.1 км/час. Байкал нас побаловал небывалым шестидневным штилем, парус всю дорогу играл роль балласта.

А что же цель путешествия — Кругобайкальская железная дорога? Слов нет, тоннели и мосты производят впечатление. Да, сама дорога, безусловно, вызывает восхищение, являясь шедевром инженерной мысли, но лучше бы этот шедевр радовал глаз где-нибудь подальше от Байкала. Ведь из-за наличия дороги байкальские берега не сделались красивее, напротив — благодаря Кругобайкалке берега помимо уникальной кладки украсились безобразными бетонными стенами и отвалами горной породы. Утешает лишь то, что построили Кругобайкальскую железную дорогу в те времена, когда железобетонные конструкции со следами опалубки и торчащей ржавой арматурой не считались верхом изящества. Можно представить, что вышло бы из рук нынешних строителей. А что тут представлять — сейчас на Кругобайкалке меняют деревянные телеграфные опоры на куда более изящные бетонные, и старые столбы, провода, изоляторы валяются вдоль дороги. Ну, столбы туристы на дрова со временем употребят, провода лет через двадцать превратятся в ржавчину, а вот фарфоровые изоляторы и правнуки наши находить будут.

Есть и другая проблема, вызванная наличием дороги — это доступность для всех, включая вандалов. Последние не представляют поход без двуручной пилы и ведра краски. Первую они употребляют для валки леса в месте стоянки с целью обустройства быта, второе — на кретинопись — декоративную раскраску скал и увековечивание своих героических имен. Кроме того, они имеют в наличии множество стеклянных, пластиковых и металлических банок и бутылок, которые будут оставлены там, где состоится потребление их содержимого. Объективности ради замечу, что ведут они себя так везде, не только на Кругобайкалке, на то они и вандалы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *